i believe in learning on the job (с)
читать дальше
Лонг-лонг тайм эгоу, году эдак в 2004 уже довольно опытный и имеющий в активе удачные работы режиссёр Танигучи Горо пришёлк синему морюсвоему Санрайзовскому начальствус неводомс готовым концептом аниме-сериала, который предлагал воплотить в жизнь. Фабулой сериала был заявлен идеологический конфликт между молодым солдатом-идеалистом (прото-Сузака) и его потрёпанным жизнью непосредственным командиром-циником (прото-Лелуш). Хотя однозначного отказа он не получил, предложенный концепт начальству не понравился (ну есть у них уже один Гундам) и был отвергнут. "Мля!", сказал Танигучи, взял за шкирку своего подельника Окочи, и сели они ТЩАТЕЛЬНО обрабатывать отвергнутый концепт напильником. Какой-то принципиально творческой проблемы тут не было, т.к. удачных наработок по результатам предыдущих проектов у обоих хватало. Например, "Пять Домов Киото" Окочи упер из Овермана. Что-то из Странников, Что-то из Скрайда, кусочек из Ривайса, щепотка из Рассвета Марса, а в довершение Танигучи бухнул в котел практически полностью весь целиком (включая визуальный концепт, чардиз, фабулу, концовку, сюжетные ходы и почти весь каст с соответствующими сейю) Гансворд, над которым тогда работал. В результате в сериале появилась концепция Гиасса и персонаж С.С. в главных ролях.
И во второй раз понес он к синему морю свой невод, уже в более-менее в том виде, какой имел R1 (про хитроплановую борьбу изгнанного принца во главе обиженных ипонцев против мирового козла и ревностное служение этому самому козлу молодого иппонского идеалиста). Не обошлось без существенной помощи от Ёшитаки Кавагучи, который работал с Танигучи еще над Fighter G Gundam'ом, продюссировал его Странников, на которые выдал чемодан студийного бабла, обеспечил минимальное вмешательство в творческий процесс и вообще относился к режиссеру с непростой репутацией очень лояльно. Забегая вперед, именно он будет продюссировать КГ и башкой отвечать за успех проекта перед руководством студии. В аргументах "за" числился хороший потенциал сценария, недостаток свежих идей и "оно окупится, мамой клянусь!" от Кавагучи. В агрументах "против" - скромные финансовые успехи двух последних довольно дорогих танигучевских проектов - Странников и Гансворда. А ещё репутация режиссёра, который в работе практиковал педантичный перфекционизм. Например, в Странниках он в довел композитора Накагаву до полного апофигея затребованными треками. Привлёк консультантов из JAXA для обеспечения достоверности, тряхнул студийной мошной на оч-чень дорогую по тем временам графику с удвоенным фреймрейтом, обеспечившую невиданную плавность движений. Заставил Окочи, который вообще не должен был работать над проектом, а только привлекался для написания сценария пилотной серии не только написать сценарий ко всем сериям от начала и до конца(!), но и кардинальнийшим образом перелопатить всю мангу-первоисточник, трансплпантировав в нее сюжет от "Колонии" Бена Бовы и кучу новых персов, которых в манге не было (Клэр, Дольф и ещё целая куча). В результате в слайсике про набор эпизодов из жизни космических мусорщиков появился сквозной сюжет про террористов. С точки зрения зрителя это даже хорошо, т.к. качество продукта улучшается. Но с точки зрения людей, которые оплачивают весь этот банкет, т.е руководства Санрайз'а, человек плюнувший на все эти дорогостоящие времязатратные "излишества" и спокойно рисующий ударными темпами типовые труселя и ОЯШей за 3,5 йены без всяхких там консультантов из Джаксы, т.е затративший на производство гораздо меньше студийных денег будет гораздо предпочтительнее в режиссёрском кресле. Так что чем лучше делаешь, тем тебе хуже.
Так или иначе, новая версия сценария была принята боссами уже более благосклонно, и проекту пусть с большим скрипом, но был дан зеленый свет. Режиссуру оставили за Танигучи, однако сильно рисковать Санрайз не собирался. Во-первых, число эпизодов сократили вдвое. Изначально сценарий предполагал 50 эпизодов, но руководство согласилось только на 25. "Мля!" сказал Окочи и безрадостно поперся опять переписывать сценарий под бдительным режиссёрским контролем. Во-вторых, денег и ресурсов поначалу выделили очень мало. Даже ксерокса у рабочей группы в личном пользовании не было - делили напополам с коллегами работавшими в то же самое время над другим санрайзовским проектом. Денег не хватало, приходилось экономить каждую йену и даже тихонько пощипать производственные бюджеты нескольких других параллельно воплощаемых Санрайзом сериалов. Многое делалось на голом энтузиазме, благо костяк команды сформировался еще во время работы над Странниками и состоял из увлеченных людей. Тайм-слот тоже выделили полуночный, потому что студия от сериала особо ничего не ожидала. Хотя, в этом тоже были положительные стороны. Низкие ожидания обусловили минимальное вмешательство в творческий процесс, что вкупе с поздним тайм-слотом, рассчитанном на аудиторию постарше дали режиссёру возможность зацепить более комплексную проблематику и более-менее свободно использовать не подходящий для детей контент - обнаженку с Каллен и другими девушками, массовые расстрелы, кровушку, Нину со столом (и с иппонским повстанцем в отеле), этнические чистки, тему наркомании. До изнасилований, проституции и открытого секаса как в Ривайсе и Гансворде не дошло, но и так получилось достаточно смело для сериала показываемого по эфирному общественному телевидению.
Наконец первые серии ушли в эфир. И неожиданно для всех рванули чарты. Студия поначалу даже несколько растерялась - снимали проходняк, а получили хит. Но по крайней мере подкинули деньжат, что позволило коллективу относительно беспроблемно продолжать работу над сериалом. Благодаря сочетанию этих факторов примерно первые две трети R1 - самые наименее пострадавшие от чужого вмешательства и наиболее полно соответствуют запланированному сценарию. Проблемы начались позже, когда боссы стали чесать тыковку и раздумывать, как именно им лучше распорядиться свалившейся на них денежной коровой чтобы доить ее подольше. Где-то за 7-8 серий до конца режиссёра вызвали в руководству и огорошили новостью "предусмотри возможность второго сезона, потому что он вполне вероятно будет". "Мля-я!" хором простонали Окочи и Танигучи и опять кинулись срочно переписывать сценарий, ведь он до этого по требованию студии был переделан таким образом, чтобы обеспечить относительно вменяемую и удобоваримую концовку в 25-ой серии. Более-менее запланировано удалось окончить арку с Каминеджимой, а дальше понеслись правки, правки и еще раз правки с учётом того, что финал теперь нужен был промежуточный. Поэтому концовка относительно предыдущих серий такая галопирующая и скомканная. Лелуш зафейлил восстание, которое должен был выиграть, но в финале проиграть гиассу Чарли уже в Пендрагоне. Культистов вообще вырезали нафиг и отложили до лучших времен, а сезон закончили жестким клифхангером.
Казалось бы, появилась отличная возможность реализовать изначальную задумку в 50 серий, пусть и с некоторыми оговорками. Однако не тут то было. Теперь руководство Санрайза четко осознавало, что у него в руках курица несущая золотые яйца, и делать второй сезон планировало по всем правилам создания блокбастеров. Студия потратила на R1 большие деньги, а на R2 собиралась потратить ещё больше (в общей сложности 3 миллиона полновесных докризисных дохлых американских президентов на оба сезона, что для аниме сумма огромная), чтобы сторицей их отбить. Поэтому, во-первых, режиссёру сильно урезали свободу действий. Во-вторых, чтобы расширить аудиторию тайм-слот сменили на прайм-тайм (ранний вечер), когда к экранам массово липнут "наши юные друзья", которым на сисечки и кровушкой смотреть пока нельзя. "М-ляя!" простонал Окочи, и пошел вычищать наброски сценария R2 от "непотребств". Каллен прекратила сеансы эксгибиционизма, в кадре стало в разы меньше крови (вернулась она уже только на блюриках в меньшем по сравнению с R1 количестве) и массовых расстрелов. В-третьих, как следствие из "во-вторых" здоровый кусок предполагаемой ЦА не планировал либо не мог (по причине малолетства) посмотреть R1. Чтобы вся эта публика могла спокойно смотреть не задавая себе каждые 30 секунд вопросы "кто все эти люди?" и "а что у них там вообще творится?", вместо начала сюжета R2 c момента окончания R1, пришлось устроить ЛЛ амнезию, годовой тайм-скип с фактическим повторением сюжета первых серий R1 и топтанием сюжета на месте. "МЛЯ! Да вы издеваетесь!" хором крикнул весь стаф, но делать было нечего. Ну и столь нелюбимого многими Ролло ввели, как же в гареме без яндеры? На повторение пройденного и трепыхания в школе ушло где-то 7 серий. Куча хронометража, которого не досталось другим запланированным побочным сюжетным линиям (Марика Кюэл и валькирии, сузакины спецабилки сверх-прыгучести, бега по стенам и выключения невидимости С.С., линия взаимоотношений Каллен и ее горячо любимого нии-чана Наоты, поиски Культа Корнелией) - персов же до черта. Ну и основную линию тоже пришлось форсировать, поэтому темп повествования во второй половине R2 увеличивается с каждой серией. В-четвертых, папа-Бандай дал указание от риал-мехи сделать крен в сторону супер-мехи (если кто помнит, в первом сезоне найтмеры все же больше оружие с 2-3 имбовыми суперпрототипами, а во втором все кроме многочисленных теперь супер-прототипов низведено до статуса пушечного мяса). Что поделаешь, "папе" нужно продавать кусочки разноцветного пластика за четырехзначные суммы. И чем больше видов железяк засветится в сериале, тем больше "папа" продаст их моделек.
В результате получилось именно то, что получилось. Да, не как R1, но гораздо лучше, чем многие справились бы на их месте. Особенно в сравнении с продолжениями других культовых сериалов. И что бы кто не говорил и как не пинал творческий коллектив R2, учитывая мягко говоря сложные обстоятельства и постоянные вынужденные переделки, ребята достойно разыграли сданные им карты. Как говорит Джон Ву, "процесс создания кино, это все равно что пытаться нарисовать Мона Лизу, когда кисточку одновременно с тобой держит еще сотня человек". Семь лет прошло с окончания R2, и кто-то помнит за эти годы хоть один проект того же уровня, так же всколыхнувший широкие зрительские массы анимешников, заставлявший смотреть через веб-тв прямую трансляцию очередной серии на иппонском ТВ почти ничего не понимая или набивать десятки и сотни страниц обсуждения в режиме чата? То-то же.
художественное изложение каких-то интервью, и ещё ряда источников (с Быстрый)
И при всём при этом Горо и Ко удалось выдать цельный законченный продукт. Орлы!
@темы: люди пишут, сериалы, Code Geass